Главная | Регистрация | Вход | RSS Вторник, 30.04.2024, 13:17

Сайт МДОУ № 25

г. Московский

Меню сайта
Категории раздела
Совееты логопеда [1]
Советы психолога [2]
Советы медсестры [1]
Советы физ. инструктора [1]
Советы муз.руководителя [1]
Советы воспитателя [1]
Воспитатель года
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 92
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Советы воспитателя

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте. Воспитатель группы № 2 Моргунова Т.И.
Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности
 
      Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, которое воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых - развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. "Я сам",- говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его. Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка "я сам" лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. п.
    Конечно, ребенок не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате - бесполезно затраченные силы ребенка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.
     Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе.
      Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
     Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.
      В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее. Приобщайте ребенка к посильной помощи по дому. Малыши могут помогать маме поливать цветы, протирать пыль, загружать стиральную машину. Детей старшего дошкольного возраста нужно учится чистить и резать овощи, сервировать стол и делать многое другое, чего обычно так боятся мамы. Просто покажите ему, как правильно обращаться с предметами. Все не так страшно. Приготовление пищи не означает, что ребенок будет варить или жарить - он всего лишь очистит и нарежет морковь, яблоко и банан. Учите ребенка убирать помещение и соблюдать личную гигиену: чистить обувь, подметать и мыть пол шваброй, вытирать стол, умываться и самостоятельно ухаживать за собой.
      Таким образом, ребенок не только приобретает определенную независимость от взрослых, но и берет на себя ответственность за результат своих действий. Доверяйте ребенку, и вы убедитесь, что ему такая задача по силам.
 
Категория: Советы воспитателя | Добавил: mdou25 (10.11.2011)
Просмотров: 2419 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz